Порядок досудебного урегулирования налоговых споров и обжалования актов налоговых проверок

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С 1 января 2014 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательный порядок досудебного обжалования распространяется на любые ненормативные акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Преимуществом апелляционного досудебного обжалования для налогоплательщиков является то, что пока решение по жалобе не вынесено, налоговый орган не вправе применить к налогоплательщику санкции, так как решение Инспекции еще не вступило в силу и в соответствии с налоговым законодательством будет действовать только после вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.На врученное решение налогоплательщик может подать жалобу, какую именно (апелляционную или обычную), зависит от того, вступило это решение в силу или нет.
Срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Пропущенный срок подачи апелляционной жалобы восстановлению не подлежит. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.
Но это не означает, что в подобной ситуации налогоплательщик утрачивает обязанность досудебного урегулирования налогового спора. В случае несогласия с решением проверяющих он должен подать жалобу на вступившее в силу решение. Для этого налогоплательщику отведен, также, как и ранее, один год со дня вынесения оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока (причем исключительно по уважительной причине) вышестоящий налоговый орган может его восстановить. Разумеется, если налогоплательщик обратиться с соответствующим ходатайством (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В связи с внесёнными изменениями Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ — Обращение с заявлением об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера или действий (бездействия) его должностного лица в суд без соблюдения процедуры обязательного досудебного урегулирования налогового спора в вышестоящем налоговом органе может являться основанием для оставления такого заявления без рассмотрения, поскольку в силу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Если вышестоящий налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок налогоплательщик может обратиться в суд и обязательный претензионный порядок будет считаться соблюденным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. При этом в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то оно вступает в силу с учетом внесенных изменений.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.
Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.
Налоговая служба постоянно совершенствует качество работы по досудебному регулированию налоговых споров и разрабатывает законодательные инициативы по внедрению новых способов внесудебного урегулирования споров. Так, с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенные законом № 347-ФЗ, которыми закреплен институт налогового мониторинга, предполагающий доступ налоговых органов к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени. Цель нововведения — установление упрощенного порядка администрирования добросовестных налогоплательщиков, минимизация затрат на проведение налоговых проверок, а также судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и в целом повышение уровня правовой культуры налогоплательщиков.
Отдельно следует отметить, что в целях оперативного и бесконтактного взаимодействия налогоплательщиком с налоговыми органами, в том числе в процессе досудебного урегулирования споров, на официальном сайте ФНС России размещены такие интернет-сервисы, как «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам», «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика» и «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Поделиться: