Надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции

Явление коррупции имеет комплексный характер, проявления коррупции могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного имущества, о государственных закупках, о противодействии легализации преступных доходов и т.д.), противодействие коррупции является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сотрудниками прокуратуры осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений коррупционной направленности.

Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?

Согласно ст. ст. 1, 13.3 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, предупреждение коррупции — деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратурой, помимо прочего, организовано поступление в прокуратуру проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, которые проверяются на предмет соответствия федеральному законодательству, а также проводится антикоррупционная экспертиза проектов.

Так, в истекшем периоде текущего года проверен 71 проект, выявлено 10 коррупциогенных факторов. По результатам рассмотрения требований прокурора, коррупциогенные факторы исключены.

Кроме того, в истекшем периоде текущего года опротестовано 3 локальных правовых акта (Положения о закупках); по результатам рассмотрения представления прокурора 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности; по результатам рассмотрения материалов прокурорской проверки и постановления прокурора о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 1 уголовное дело.

В заключение хотелось бы отметить, что нарушения коррупционного характера распространены, требуют вмешательства не только прокуратуры, но и общества в целом.

Ст. помощник Славгородского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции

А.В. Девятко

Поделиться: