Социальная ответственность работодателей

Важным механизмом повышения качества рабочих мест, обеспечения эффективной занятости населения является формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда. Данная работа, начатая в крае в 2009 году, получила новый импульс с принятием указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 № 22 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края».

В документе определены приоритеты: защита интересов работника, как более уязвимого участника трудовых отношений, и государственная поддержка социально ответственного бизнеса. Установлены критерии отнесения работодателей Алтайского края к категориям «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель». Их — 17, сгруппированы они в пять блоков: трудовое законодательство; социальное партнерство; заработная плата; охрана труда и поддержание здорового образа жизни работников; законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечении, законодательство об обязательном социальном страховании.

Для оценки своей деятельности на рынке труда и получения соответствующего статуса работодатели на добровольной основе подают в управление Алтайского края по труду и занятости населения декларацию. Заполнение декларации — это своего рода форма самоконтроля работодателем соблюдения требований действующего законодательства.

Работодатели, успешно прошедшие социальную экспертизу, включаются в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края. Внесение работодателя в указанный реестр является гарантией соблюдения им трудового законодательства и предложения достойных условий и оплаты труда работникам, а также гарантией государственной поддержки.

Если в 2009 году краевой реестр социально ответственных и социально-ориентированных работодателей начинался с 9 работодателей, то на сегодняшний день их 374, которые обеспечивают эффективную занятость более 65 тыс. человек.

На отдельных критериях социальной ответственности работодателей необходимо остановиться особо.

Заработная плата.

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Размер месячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Алтайского края, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2019 — 2021 годы.

С 01.01.2019 размер минимальной заработной платы в Алтайском крае составляет:

для работников внебюджетного сектора экономики — 13000 рублей (без районного коэффициента);

для работников бюджетного сектора экономики, работников сельского хозяйства, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные

организации инвалидов в соответствии с Федеральным Законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» -11280 рублей

(без районного коэффициента).

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными

нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Обязательства работодателей по увеличению уровня заработной платы закреплены в дополнительном соглашении к Региональному соглашению между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2018 — 2020 годы. Так, в 2019 году темп роста средней заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики, где средняя заработная плата менее 22000 рублей, должен составлять не ниже 115,0 %, в организациях, где средняя заработная плата более 22000 рублей и менее 27000 рублей, — не ниже 110,0 %.

Уровень и темпы роста заработной платы в разрезе муниципальных образований конкретизируются в соглашениях между Правительством Алтайского края и администрациями муниципальных районов (городских округов) о взаимодействии в области социально-экономического развития; в соглашениях между управлением Алтайского края по труду и занятости населения и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения, а также в территориальных соглашениях, заключаемых с работодателями и профсоюзами.

При проведении социальной экспертизы деятельности предприятий в рамках добровольного декларирования с целью получения соответствующего статуса, а также в ходе социальной экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых при оказании государственной поддержки за счет средств краевого бюджета, положительные заключения выдаются при условии обеспечения уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе за соответствующий период. Для отнесения к категории «социально ориентированный работодатель» предприятие должно обеспечивать среднемесячную заработную плату не менее чем на 90 % от среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе.

В настоящее время статистика по этому показателю представлена по укрупненным видам экономической деятельности и их подвидам. Например, если по укрупненному виду деятельности «Обрабатывающие производства» среднемесячная заработная плата за 2018 год сложилась 38926 рублей, то в подвиде — «Производство пищевых продуктов» — уже 25609 рублей, а ещё в более конкретном подвиде «Производство молочной продукции» — 25778 рублей (этот показатель используется при проведении социальной экспертизы).

Материалы по данной тематике размещены на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http ://portal. aksp. ru/) в разделах «Работодателям»/ «Социальное партнерство»; «Работодателям»/ «Оплата труда»; «Работодателям»/ «О минимальном размере оплаты труда».

Охрана труда и поддержание здорового образа жизни работников.

(материалы по данной тематике размещены по адресу https://portal.aksp.ru/content/oxpaHa труда)

Оценка условий труда.

Основой для принятия мер по уменьшению негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников являются результаты специальной оценки условий труда.

На момент подачи декларации для отнесения к категории «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» исследования условий труда в рамках специальной оценки должны быть проведены на всех рабочих местах.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 2018 год для всех хозяйствующих субъектов стал завершающим в части проведения спецоценки. Те организации, которые по каким-либо причинам не провели эту процедуру, могут подвергнуться штрафным санкция в размере от 60-ти до 80-ти тыс. рублей. Для проведения спецоценки имеется возможность привлечения средств Фонда социального страхования РФ.

Для справки:       в 2018 году специальная оценка условий труда

проводилась в 2,6 тыс. организаций края, при этом обследовано свыше 73,2 тыс. рабочих мест, на которых занято более 94,9 тыс. работающих. И сегодня более 464 тыс. тружеников нашего края трудятся на рабочих местах, которые прошли оценку на соответствие государственным требованиям охраны труда.

Профессиональное обеспечение соблюдения требований охраны труда.

В этих целях проводится обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей с последующей проверкой знания ими требований охраны труда.

Для справки: в 2018 году в аккредитованных в соответствующем порядке образовательных учреждениях края прошли обучение с последующей проверкой знаний требований охраны труда 17,2 тыс. руководителей и специалистов организаций.

Уровень производственного травматизма.

Неблагоприятные условия труда, наличие травмоопасных факторов на рабочих местах, отсутствие профессионального обеспечения соблюдения требований охраны труда порождают высокий уровень производственного травматизма.

Показатели уровня производственного травматизма и отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом по вине работодателя внесены в перечень критериев социальной ответственности работодателей.

Так, количество тяжелых несчастных случаев на производстве за 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации, может составлять:

не более 1 несчастного случая в организациях с классами профессионального риска 1-8;

не более 2 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 9-16;

не более 3 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 17-24;

не более 4 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 25-32.

Несчастные случаи со смертельным исходом по вине работодателя должны отсутствовать на производстве в течение 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации о соответствии деятельности установленным критериям.

Для справки: в 2018 году в крае на производстве пострадало 573 человека, из них 31 работник погиб и 82 — получили тяжелые травмы. Среди пострадавших есть женщины — 3 из них погибли и 14 получили тяжелые увечья.

Организация проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах, при выполнении которых проводятся такие осмотры.

Трудовой кодекс Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по обеспечению сотрудников безопасными условиями труда. Работодатель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативно-правовыми актами, организует проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (ст.212ТК РФ).

Критерием данного показателя для присвоения соответствующего статуса является 100% охват медицинскими осмотрами подлежащих такому осмотру либо наличие календарного графика проведения периодического осмотра в течение текущего года.

Организация питания работников предприятия.

Статьей 108 Трудового Кодекса РФ установлено, что в течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

В ходе социальной экспертизы учитывается наличие у работодателя столовой (оборудованной комнаты приема пищи), подтвержденное выпиской из коллективного договора или информацией работодателя об организации питания работников предприятия.

Согласно статье 41 Трудового кодекса РФ в коллективном договоре могут быть также установлены обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работников.

Возможность работников регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Кадровая политика современных предприятий должна быть направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, оздоровление работников и их реабилитацию после физических и умственных нагрузок, поддержание высокого уровня работоспособности и физического состояния работников, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно­массовой работы с работниками и членами их семей, оптимизацию финансовых затрат на организацию и проведение физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа на многих предприятиях Алтайского края носит плановый характер и направлена на решение задач, связанных с увеличением количества физически подготовленных и здоровых работников, повышением их работоспособности и уровня физического развития. Это обеспечивает для работодателей снижение заболеваемости работников и повышение производительности и качества их труда.

Критерием оценки данного показателя является наличие плана (программы или раздела в коллективном договоре предприятия) спортивных мероприятий, соответствующего локального нормативного акта организации. Также учитывается информация официальных источников (сайты, СМИ) об участии трудовых коллективов в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Соблюдение квоты приема на работу инвалидов.

Вопросы занятости инвалидов всегда находились, и будут находиться в зоне особого внимания государства. Необходимо создавать условия, чтобы у граждан с ограниченными возможностями здоровья была возможность найти работу, получать за нее справедливую зарплату, достигать профессиональных успехов и, что самое важное, жить полной жизнью и чувствовать себя нужными и самодостаточными.

В целях обеспечения доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов в регионе в 2018 году дополнительно установлена квота приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых от 35 до 100 человек, в размере 3 % к среднесписочной численности работников.

Закон Алтайского края от 06.07.2018 № 51-ЗС «О внесении изменения в статью 1 закона Алтайского края «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» вступил в силу с 20.07.2018.

По состоянию на 01.03.2019 закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на 2345 работодателей края и 7314 рабочих мест. В счет установленной квоты работает 5445 инвалидов. Уровень выполнения квоты в целом по краю составляет 74,4 %. Из общего числа работодателей, на которых распространяется закон о квотировании, 789 не исполняют квоту.

Порядок выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвержденный приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 №     10-01/96, содержит норму, определяющую, что квота считается

выполненной, если на все созданные или выделенные в счет квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Это исключает формальный подход работодателей к созданию или выделению рабочих мест в счет квоты для инвалидов.

Дополнительным вариантом выполнения квоты является заключение договора о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты у любого другого работодателя. По условиям такого договора инвалид принимается в штат этого работодателя (исполнителя), а квотируемая организация (заказчик) компенсирует этому работодателю расходы на выплату заработной платы.

Организация может самостоятельно выбрать исполнителя для заключения договора — им может быть общественная организация инвалидов, предприниматель или любой другой работодатель, расположенный в любом населенном пункте Алтайского края.

Данным механизмом воспользовались 71 работодатель, при этом обеспечив занятость 397 граждан, имеющих инвалидность. В основном инвалиды работают в общественных организациях — АНО «Ресурсный центр

Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов», АКОО «Вместе против рака», Алтайская краевая общественная организация «Физкультурно — оздоровительный клуб инвалидов ИНФОСПОРТ», Барнаульская городская общественная организация «Физкультурно- оздоровительный клуб инвалидов «ПАТРИОТ» и другие.

Информация о квотировании теперь доступна и в сети Интернет. На бесплатном государственном информационном ресурсе — портале «Работа в России» (http://www. trudvsem. ги) фильтр «Квотируемое рабочее место» отражает количество свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов. Кроме того, на портале появилась возможность осуществить подборку предложений по трудоустройству в соответствии с ограничениями функций жизнедеятельности граждан.

Также, на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Квотирование рабочих мест для инвалидов» размещены ответы на часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов и формы предоставления информации о выполнении квоты и представления сведений о потребности в работниках.

Социальное партнерство.

Действующее трудовое законодательство переводит решение многих вопросов в рамки договорных отношений посредством заключения соглашений и коллективных договоров между работниками и работодателями.

Работодатели, претендующие на включение в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, должны исполнять обязательства соглашений, действующих на соответствующем уровне социального партнерства.

С 01.01.2018 в крае действует Региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2018 — 2020 годы (далее — «Региональное соглашение») с дополнениями от 17.12.2018 (размещено на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»/ «Социальное партнерство»/ «Региональные соглашения»).

В Региональном соглашении установлены конкретные обязательства сторон в области оплаты труда и доходов населения, содействия занятости и развития кадрового потенциала, охраны труда и социального партнерства. Отдельно выделен блок, касающийся молодежной политики.

Усилены обязательства по предоставлению дополнительных льгот и гарантий работникам.

Так, работодатели внебюджетного сектора экономики принимают участие в проведении детской оздоровительной кампании, софинансируя не менее 45 % от стоимости путевки (было 40 %). Увеличился размер отчислений с 1,5 до 2 % от фонда оплаты труда для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление. При наличии в собственности организации санаториев- профилакториев работодатели выделяют не менее 1 % от фонда оплаты труда на эти цели. В два раза возросли отчисления для проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий (с 1 до 2 % от фонда оплаты труда). Работникам предоставлено право проходить медицинские осмотры за счет средств работодателя, преимущественно в рабочее время.

В связи с изменением параметров пенсионной системы установлены обязательства сторон по поддержке лиц предпенсионного возраста: организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста с целью поддержки их занятости, осуществление информационно-разъяснительной работы о недопустимости необоснованного отказа в приеме на работу, а также необоснованного увольнения граждан по мотивам достижения предпенсионного возраста.

Уточнен ряд позиций в отношении работающих инвалидов. В частности, работодатели определяют в локальных документах организации особенности режима рабочего времени и времени отдыха инвалидов, предоставляют им при необходимости помощь наставников.

Конкретизированы вопросы формирования системы квалификаций в Алтайском крае. Работодатели применяют в организациях края профессиональные стандарты с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, создают условия для развития системы независимой оценки квалификаций с учетом потребностей рынка труда.

Аналогичные обязательства устанавливаются в региональных отраслевых соглашениях, которые заключены практически во всех отраслях экономики края, а также в территориальных трехсторонних соглашениях.

Соблюдение условий соглашений, действующих в отношении работодателя, должно осуществляться и в заключаемых коллективных договорах. Тем самым обеспечивается преемственность коллективных договоров и соглашений (п. 2.6.9. Регионального соглашения).

В соответствии с п. 2.6.2 Регионального соглашения работодатели взяли на себя обязательство инициировать заключение коллективных договоров в организациях.

Следует подчеркнуть, что коллективный договор является важным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения на предприятии. Он позволяет на цивилизованной основе согласовать интересы работодателя и работников, выработать эффективные решения по повышению конкурентоспособности организации и результативности труда; укреплению трудовой и производственной дисциплины.

Данный документ гарантирует работодателю уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если в нем предусмотрены расходы на бесплатное или льготное питание, на оплату проезда к месту работы и обратно на общественном или служебном транспорте, на улучшение условий и охраны труда (ст. 255, ст. 264, ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.50 Трудового кодекса РФ и п.п. 2.6.8 Регионального соглашения коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в центры занятости населения управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края, расположенные в соответствующих муниципальных образованиях.

По итогам 2018 года на территории Алтайского края действует более 5600 коллективных договоров, охватывающих порядка 400 тыс. работников (65,1 %).

В соответствии со ст.29 Трудового кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечении, законодательство об обязательном социальном страховании.

Работодатели, претендующие на отнесение к категориям «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» не должны иметь неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, за исключением случаев наличия у работодателя задолженности, возможность взыскания которой утрачена, и случаев наличия рассроченной, отсроченной задолженности, в том числе в порядке ее реструктуризации.

Кроме того, у работодателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации, страховых взносов по обязательному страхованию работников (пенсионному, медицинскому, социальному).

Соответствующая информация о работодателях, подавших декларации, запрашивается управлением Алтайского края по труду и занятости населения в Управлении Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю.

Меры государственной и муниципальной поддержки.

Работодателям, включенным в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, в приоритетном порядке оказываются различные виды государственной поддержки, включая:

содействие в формировании имиджа социально ответственного работодателя;

внесение предложений в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае о невключении их в ежегодный план проверок;

оказание мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством Алтайского края и осуществляющихся за счет средств краевого бюджета (например, компенсация части банковской процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов);

предоставление органами службы занятости населения Алтайского края дополнительных услуг по обеспечению потребностей в трудовых ресурсах (предварительный отбор кандидатов на заявленные вакансии, поиск и подбор специалистов редких профессий и специальностей, консультирование и другое).

Также в целях формирования положительного имиджа социально ответственных работодателей управлением развернута широкая информационная кампания в средствах массовой информации с использованием различных медийных инструментов.

В 2018 году подготовлено и направлено в СМИ 23 пресс-релиза, организовано 4 пресс-тура по теме социальной ответственности работодателей на рынке труда. На их основе в краевых и местных печатных СМИ опубликовано более 30 материалов. В эфире электронных СМИ края прошли 20 видео- и радиосюжетов, опубликовано более 130 материалов в сети Интернет.

В 2018 году на социальную экспертизу в Минтрудсоцзащиту Алтайского края поступило 88 деклараций от работодателей края, из них 78 внесены в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края.

Так, указами Губернатора Алтайского края от 28.06.2018 № 99 и от 19.11.2018 №                     184 статус «Социально ответственный работодатель

Алтайского края» присвоен 28 работодателям реального сектора экономики. Также приказами Минтрудсоцзащиты Алтайского края 3 предприятия реального сектора экономики отнесены к категории «социально ориентированный работодатель».

Кроме того, приказами Минтрудсоцзащиты Алтайского края 47 социально ориентированных некоммерческих организаций признаны прошедшими добровольную сертификацию соответствия требованиям законодательства в области социально-трудовых отношений.

По всем работодателям, внесенным в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края, направлены предложения в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае о невключении их в ежегодный план проверок.

Материалы по данной тематике размещены на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»/ «Социальная ответственность работодателей».

Поделиться: