Разъяснение требований по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ ОБ  ОБРАЗОВАНИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.    Согласно статье 1 вышеназванного Закона:

обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов;

накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, накопление отходов, независимо от их объема и периода накопления (на срок не более чем шесть месяцев) попадает под сферу действия настоящего закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В связи с вышеизложенным, любой субъект малого и среднего бизнеса, в результате деятельности которого образуются отходы и осуществляющий их накопление, обязан предоставлять отчетность в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30. Приказ вступил в силу 04.05.2010 г.

Согласно п. 2 Приказа отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009 год представляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы  — Росприроднадзор до 01.07.2010 г. В последующем отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, который составляет один календарный год. Так за 2010 год отчетность необходимо представить до 15.01.2011 г. в УФС в сфере природопользования (Росприроднадзор) по АК.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ И РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ)

Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30 утвержден «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2010 г., регистрационный № 16938, настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, текст приказа опубликован в «Российской газете» от 23 апреля 2010 г. № 87.

Порядок устанавливает требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной (иной) деятельности которых образуются отходы.

Отчетность включает общие сведения об отчитывающемся субъекте, баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, приложения. Информация представляется по каждому виду отходов. В отчетность включена информация о классе опасности отходов и коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).

Отчетность представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности.

Административная ответственность за непредставление отчетности предусматривается ст.8.2 КоАП РФ и за невнесение или несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на ОС ст. 8.41

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 мая 2009 года вступил в силу закон Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 июля вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В свете данных событий изменились  требования к хозяйствующим субъектам.

В качестве примера приведу наиболее общие и часто встречающиеся на практике случаи. Например, хозяйствующий субъект, осуществляющий выброс загрязняющих веществ стационарными источниками, обязан иметь разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать условия данного разрешения, выполнять природоохранные мероприятия направленные на снижение количества выбросов в соответствии с утвержденным планом, в соответствии с планом-графиком производить производственный контроль на источниках.

Аналогичная ситуация со сбросами загрязняющих веществ в водный объект.

Что касается отходов производства, и потребления здесь Федеральным законом № 309-ФЗ в основной нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, внесены изменения.

Раньше все организации, независимо от количества работающих, вида деятельности, размеров оборота должны были разрабатывать дорогостоящий проект нормативов образования отходов, проводить обучение сотрудников, нести затраты связанные с процедурами согласования данной документации чтобы получить лимиты. Теперь с 1 июля текущего года в связи с изменениями, внесенными упомянутым законом, субъекты малого и среднего предпринимательства (а это все предприятия численность сотрудников которых менее 250 человек, и выручкой менее 1 млрд. руб.), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Несмотря на это, всем инспекторам дано указание исключить формальный подход при проверке выполнения предприятиями природоохранных требований в области отходов производства. В части требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления наложено вето на привлечение к административной ответственности за нарушения по основаниям, отменяемым с 1 июля 2009 года Федеральным законом № 309.

Законом конкретизировано понятие сбор отходов, в связи, с чем субъекты, не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, не обязаны

проходить процедуру лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Сама процедура лицензирования существенно упрощена – отменена дорогостоящая экологическая экспертиза документации.

С вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» деятельность по контролю была перестроена и приведена в соответствие с данным законом.

В соответствии с данным законом полностью модернизирована действующая система планового контроля (надзора). В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более, чем один раз в три года.

Следует отметить, что в настоящее время контролирующими органами скорректирован сводный годовой план проверок и в ближайшее время он будет размещен на официальном сайте Администрации города Яровое. Таким образом, предприниматели смогут узнать о проведении в отношении них проверки не за 3 рабочих дня, как указано в законе, а гораздо раньше.

Внеплановые мероприятия по контролю в отношении субъектов малого и среднего бизнеса могут осуществляться  только по согласованию с Прокуратурой Алтайского края в строгом соответствии с Приказом Генерального прокурора и при условии поступления в управления обращений и заявлений о фактах причинения или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Поделиться: