Мошенничество при покупках товаров в сети интернет

Количество IT-преступлений в отношении пользователей интернет-магазинов, маркетплейсов и сайтов объявлений ежегодно растет. Вместе с этим растут число пострадавших и заработки мошенников. К сожалению, эффективных инструментов борьбы с интернет-злоумышленниками пока не изобрели. Поэтому, чтобы не стать их жертвой, и покупателям, и магазинам следует знать основные мошеннические схемы и понимать, как не попасться на них.

Если не рассматривать уже ставшие привычными звонки по телефону от «представителей банков», которые донимают и наших клиентов, то самой распространенной схемой кибермошенничества можно назвать создание фишинговых сайтов. Она заключается в том, что мошенники имитируют доменные имена известных брендов. Покупатель думает, что делает заказ в проверенном и известном интернет-магазине. Мошенники заманивают покупателей фальшивыми объявлениями, обычно с заниженной ценой. После этого они переводят общение с клиентом в сторонние мессенджеры якобы «для удобства» или под каким-то другим предлогом. Уже там они отправляют покупателю ссылку на фальшивый сайт, который внешне напоминает сайт известного бренда. Клиент проводит там оплату, вводит данные своей карты и попадает на деньги.

Любое громкое событие может обернуться шквалом регистраций фишинговых сайтов, которые отрабатывают резонансный инфоповод. Например, в июне сотрудники СберБанка бесплатно накормили пиццей промоутеров Альфа-Банка, которые раздавали листовки у входа в офис конкурента. После этого мошенники стали использовать пиццу в качестве приманки. Создавали фейковые сайты, на которых «разыгрывали» от имени банков бесплатную пиццу. Они предлагали своим жертвам для получения «приза» ввести номер банковской карты и телефона, а затем дважды передать код из СМС. Этих данных было достаточно для входа в личный кабинет онлайн-банка.

В сентябре мошенники провели самую массированную за весь год атаку на клиентов российских интернет-магазинов и маркетплейсов, свидетельствуют данные компании в области кибербезопасности Infosecurity. В Интернете появилось несколько десятков фишинговых сайтов, копирующих как минимум 15 крупных торговых брендов, таких как «Ашан», «О’Кей», Wildberries, DNS, «Связной», «Ситилинк», «Дочки-сыночки», Tele2 и другие. Таких сайтов появляется по три — пять в день.

Вторая часто встречающаяся схема — поддельные накладные. Мошенники отправляют покупателю скан или фотографию поддельной накладной с предложением перевести оплату за товар. При покупке товаров в Интернете многие вносят предоплату или полностью оплачивают товар. Но если вы попались на мошенников, можно получить совершенно не то, что купили, или вообще ничего не получить.

Как защититься покупателю интернет-магазина!

Обращайте внимание на цену товара на сайте, она не должна быть слишком низкой. Общайтесь с продавцом только на сайте системы, где выставлен товар, не переходите по ссылкам, которые отправляют в сторонних мессенджерах, используйте для оплаты товаров и услуг только официальные сайты компаний. Следите за поведением продавца. Попытки ускорить момент оплаты могут быть подозрительными. Не переходите по неизвестным и сомнительным ссылкам, которые пересылают для оплаты услуг доставки. Внимательно проверяйте адреса сайтов, на которых вводите персональную информацию и данные карт. Адреса фальшивых доменов могут отличаться даже на одну букву. Отслеживайте путь товара только в личном кабинете интернет-магазина. Внимательно изучайте копии документов. Номера накладных смотрите на сайте транспортной компании. Не выполняйте операции с картами, если приходит СМС-уведомление или поступает звонок от якобы работников банка с извещением, что банковская карта заблокирована, произошло списание денег или необходимо подключить какую-либо услугу. Никогда не переводите деньги на неизвестные расчетные счета! И не выполняйте инструкции по телефону от неизвестных лиц. Если возникают сомнения по любому из перечисленных пунктов, связывайтесь с официальным контакт-центром компании для проверки предоставленной информации.

Важно! Любая из мошеннических схем, как правило, тщательно продумана до мелочей, и её организаторы являются хорошими психологами, создавая впечатление грамотных специалистов, что вводит жертв в заблуждение, и они легко расстаются с деньгами или предметами собственностями.

 

Поделиться: