Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН.

Проблема коррупции в органах власти и государственного управления приобрела на сегодняшний день глобальный и системный характер.

Противодействие коррупции является общегосударственной задачей и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы.

Прокуратура — субъект, который осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой.

Статьей 6 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные меры по противодействию и профилактике коррупции.

К ним относятся: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; представление и проверка сведений о доходах и имуществе своих, а также доходах и имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых гражданами, претендующими и замещающими государственные или муниципальные должности; применение конкурсных, аукционных процедур при осуществлении государственных, муниципальных закупок, совершенствование механизмов управления государственным и муниципальным имуществом, бюджетными средствами и другие меры.

Статьей 13.3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций, принимать меры по предупреждению коррупции.

При этом данная обязанность распространяется на все организации независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы.

Примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации, определен частью 2 статьи 13.3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции».

Не менее важным направлением является надзор за исполнением государственными, муниципальными служащими требований федерального законодательства о запретах, ограничениях и обязательствах, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Кроме того, с 1 января 2013 года в России начал действовать Федеральный закон РФ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Если сведения чиновник не представит, это считается правонарушением, влекущим освобождение от замещаемой должности и увольнение.

Также, на прокурора возложена обязанность, на постоянной основе осуществлять мониторинг средств массовой информации по выявлению сообщений о коррупционных преступлениях. С целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить и поддерживать деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации и субъектами предпринимательской деятельности.

Таким образом, граждане могут обращаться в органы прокуратуры по вопросам о коррупционных проявлениях в действиях должностных лиц, государственных и муниципальных служащих с учетом полномочий, предоставленных органам прокуратуры федеральным законодательством о прокуратуре Российской Федерации и противодействии коррупции.

Важным направлением в организации деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции в настоящее время является взаимодействие с институтами гражданского общества.

За истекший период 2021 года Славгородской межрайонной прокуратурой выявлено 20 нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем, по постановлению прокурора 1 лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждено 2 административных производств по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, по ст. 19.29 КоАП РФ (на рассмотрении); в суд направлено 1 заявление о возмещении ущерба, причиненного преступлением, в правоохранительные органы направлен 1 материал в порядке ч. 2  ст. 37 УПК РФ (возбуждено 1 уголовное дело); внесено 12 представлений (5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности), на незаконные правовые акты органов местного самоуправления принесено 3 протеста, которые находятся на рассмотрении.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратурой организовано поступление в прокуратуру нормативных правовых актов органов местного самоуправления района и их проектов, которые проверяются на предмет соответствия федеральному законодательству. В истекшем периоде 2021 года изучено 127 нормативных правовых акта и 132 проекта НПА.

Взаимодействие с институтами гражданского общества прокуратурой осуществляется путем правового просвещения.

В  текущем году  помощником прокурора Лукьяновым Д.Л. совместно с членами Алтайской краевой общественной организации «Поддержка общественных инициатив «Перспектива»» организовано проведение круглого стола по теме «Коррупционные проявления в органах власти».

Кроме того, старшим помощником прокурора Сотниковой А.Ю. совместно с членами профсоюзной организации работников КГБУ СПО «Славгородский педагогический колледж» организовано проведение круглого стола по теме «Противодействие  коррупционным проявлениям».

В целях формирования антикоррупционного поведения у населения, работников государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций прочитано 6 лекций по антикоррупционному просвещению.

Кроме того, в средствах массовой информации размещено 15 публикаций о работе органов прокуратуры по противодействии коррупции.

Анализ состояния взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления показал, что прокуратурой изменен подход к организации работы на данном направлении, приняты дополнительные меры к упрочнению уже существующего с органами местного самоуправления сотрудничества, о чем свидетельствует, в частности, участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, проведение совместных совещаний, а также, выступления работников прокуратуры в рамках правового просвещения.

Поделиться: